В прошлое воскресенье завершился фестиваль деревянной архитектуры Hello Wood (
https://www.hellowoodfestival.com/), в котором я имел счастье принимать участие. Фестиваль произвел на меня сильное впечатление: много чего хочется рассказать.
Про проекты.
Их было шесть, все были выбраны в формате архитектурного конкурса. Я решил участвовать в команде молодых швейцарских архитекторов из студии Frundgallina (
http://www.frundgallina.ch/). Они придумали сделать треугольный домик в виде высоченного дерева. Проект так и назывался Treehouse (Дом-дерево). Я выбрал этот проект по нескольким причинам. Во-первых, мне понравилась сама идея: с точки зрения архитектуры, поэтичности подачи и деталям. Во-вторых, конструкции предполагались весьма сложные, а это всегда интересно и проектировать, и строить. На первый взгляд, домик может показаться простым, но это только на первый взгляд. Сделать даже маленькое сооружение высотой чуть больше 12 метров - не простая задача: это сложная пространственная рама, специальные узлы и детали. Левел ап, в общем.) В-третьих, мне понравились сами швейцарцы. Я вообще люблю швейцарскую архитектуру и архитекторов: сейчас в мире это одна из сильнейших школ. Я интересовался всеми аспектами процесса: качеством проекта, подходом к работе, отношением к деталям и реализации, уровнем и способом мышления.
Эскиз студии Frundgallina
Первоначальный макет
Все, что было задумано – все удалось. Команда на проекте попалась очень интересная: много людей со всего мира с совершенно разным бэкграундом, образованием и направлением деятельности. Это было чудесно, потому что в процессе работы вместе с профессиональным тайским плотником можно было вживую слушать испанские песни, а потом разговаривать на философские темы с британцами и швейцарцами. Работа была выстроена очень понятно и слажено. Кураторы фестиваля максимально подробно объясняли каждый шаг: что, как и почему мы делаем, обозначали, каким будет следующий шаг и как сделать так, чтобы все получилось.
Процесс работы.
Из исходных данных у нас был готов свайный фундамент: шесть свай длиной 2,5 метра, обвязка свай - деревянный клееный брус 300х300мм. Напиленные на производстве клееные балки для конструкции первого этажа, заготовки для рам второго этажа, выполненные с учетом углов наклона стен, влагостойкая фанера, выпиленная лазерной резкой под наш проект, треугольное окно в крышу, все стальные соединительные элементы и куча пилмата для каркасов, обшивки и прочих элементов здания.
Сложность проекта заключается в том, что ко всем деталям надо подходить с максимальной точностью и вниманием к размерам и деталям. Из-за большой высоты было принято решение собирать все отдельные элементы внизу, и затем с помощью крана монтировать поочередно на основание. Из-за бесконечных углов во все стороны было действительно сложно подгонять детали друг к другу: каждый размер проверялся по несколько раз, чтобы убедится в точности. Каждая ошибка могла привести к большим проблемам при сборке на высоте. Требования высоки не только к качеству несущих элементов, но и к обшивке, потому что если где то промахнуться с размером, это будет сразу бросаться в глаза, а переделка стоить больших трудов и дней работы. В таких волнениях прошла сборка среднего каркаса, который ко всеобщей радости сошелся практически идеально. Это вселило надежду на то, что дальше будет проще, потому что каркас верхней решетки меньше и проще. Так-то оно так, но проблем добавило окно, которое не предусматривало деталей углов. Раму пришлось подпиливать по месту, чтобы она встала и смогла открыться. Добавила трудности вершина из фанеры, которую с огромным трудом с помощью дополнительных строительных лесов смогли все-таки поднять на высоту 4 метра руками, при собственной высоте примерно 1.5м.
Чистовые интерьеры выполнены в некотором архаичном виде: простая доска и веревочная лестница, которая позволяет забраться наверх, чтобы открыть окно.
Про швейцарцев
Швейцарцы оказались действительно интересными ребятами, которые учились в одном из лучших архитектурных университетов мира ЕТН (инженерно технологический университет Цюриха), у мировых звезд архитектуры. Уровень графики и качества проекта очень высокий. Но даже при этом
много вопросов приходилось решать в процессе по месту: всплывали неоднозначные решения и тонкости работы с материалом. Что очень понравилось, так это отношение к проекту и реализации. Ребята, считая себя представителями швейцарской архитектуры, были максимально педантичны в процессе. Они вгрызаются в каждый непонятный вопрос, как только он возникает, настраивают команду на то, чтобы не делать уступок себе перед качеством работы, не боятся пробовать и переделывать, чтобы получилось лучше. И это действительно приносит свои плоды: детали сходятся, минимум переделок на практике, работа идет, может, чуть медленнее в процессе, но фактически выигрыш в качестве и экономии ресурсов налицо. Я очень порадовался, увидев такое в жизни. В России, к сожалению, я не часто встречаю такое рвение, дисциплину реализации и отношения к качеству. Мы были единственной командой, которая с тряпками выдраила весь объект и граблями убрала мусор вокруг. "Это швейцарский павильон и качество. Это должно быть сразу заметно, мы должны соответствовать уровню" - говорили ребята, когда некоторые студенты с непониманием смотрели на эту работу.